Искусственная разгрузка подземных вод

Отбор подземных вод скважинами и колодцами лежит в основе многих проблем, рассматриваемых в последующих главах настоящей книги. Хотя социально-экономические аспекты использования подземных вод находятся за пределами геологической или инженерной подготовки гидрогеолога, последний часто сталкивается с вопросами зонального регулирования и водного законодательства, спорами между работниками охраны вод и инженерами, с нехваткой денежных средств на нужды эксплуатации подземных вод и многими другими проблемами, только отдаленно связанными с научной деятельностью. Ниже некоторые из этих проблем описаны лишь кратко. Для широкого знакомства с юридическими, социальными и экономическими проблемами, с которыми сталкивается гидрогеолог в своей деятельности, отсылаем к работам Томаса, Пайпера, Нейса, Дейча, Казмана и Робинова.

Юридическими правами на эксплуатацию поверхностных вод обычно обладают как землевладельцы, так и лица, приобретающие право на них, если источники воды расположены даже на некотором расстоянии от места потребления. Ранее считалось, что если граница земельного участка проходит по берегу озера или реки, землевладелец имеет право безграничного пользования водой. По мере роста потребления воды стало ясно, что эта доктрина несправедлива, особенно в засушливые периоды. Постепенно, с целью справедливого распределения воды в период ее недостатка, право владельца прибрежной полосы на использование воды было видоизменено. Расточительное пользование водой, как правило, не защищается современным законодательством.

В районах с острой нехваткой воды всегда господствовало преимущественное право на воду. Сущность этой доктрины заключается в том, что лицо (или группа лиц), присвоив источник воды первым, приобретает право на воду в первую очередь. Источник воды, используемый в соответствии с преимущественным правом, может располагаться на чьей-то земле или находиться за много миль от пункта потребления. Приоритетное право каждого последующего водопользователя ограничивается, и последний из них может использовать только избытки воды в паводочный период. Во многих районах преимущественное право на воду претерпело изменения подобно праву землевладельца на воду.

Попытки применить положения законодательства, разработанного для поверхностных вод, в области эксплуатации подземных вод оказались неудачными. Частично это объясняется отсутствием ясных представлений о характере движения подземных вод. Например, делаются бесплодные попытки определить границы «подземных водотоков», чтобы применить право владельца прибрежной полосы на воду. Дело в том, что в подземных водах заинтересован большой круг лиц. Водоносные горизонты могут залегать в недрах сотен тысяч частных землевладений. Отбор воды из одной части водоносного горизонта влияет на уровень воды всего горизонта. Равное распределение прав на подземные воды среди такого большого числа землевладельцев с разными потребностями в воде практически невозможно.

В настоящее время право регулировать использование подземных вод в США принадлежит органам округов, штатов, экономических районов и федеральному правительству. В США значительная доля власти принадлежит органам штатов. В каждом штате водное законодательство имеет свои особенности. Во многих штатах инженер штата наделен правом выдавать разрешения на сооружение скважин большой производительности. В этом случае истощение запасов подземных вод можно предотвратить при условии, что инженер штата и его сотрудники полностью осведомлены о состоянии ресурсов подземных вод во всех пунктах их эксплуатации. Например, в Калифорнии эксплуатация подземных вод слабо регулируется властями штата, но зато образованы местные водные участки, обладающие правом регулировать использование подземных вод в районах с определенными гидрогеологическими границами. Некоторые из этих участков облагают налогами владельцев крупных скважин с целью сбора средств для искусственного пополнения подземных вод.

Отнесение подземных вод к возобновляемым природным ресурсам выдвинуло в аридных районах некоторые важные социально-экономические проблемы. В этих районах немногие понимают, что почти всегда усиленная эксплуатация подземных вод приводит к истощению водоносных горизонтов. Однако если отбор подземных вод ограничить объемом их естественного восполнения, то запасы их не будут истощаться, но при этом возможны лишь небольшие и непроизводительные горные разработки, малопродуктивное сельское хозяйство или слаборазвитая промышленность. И наоборот, при интенсивном потреблении воды становится возможным эффективное использование дорог, различного оборудования, живой силы и т. п. Таким образом, отбор подземных вод необходимо планировать так же, как добычу невоспроизводимых ресурсов угля, железной руды или других полезных ископаемых. При сооружении зданий и строений, требующих больших капиталовложений, надо учитывать возможные сроки эксплуатации подземных вод.

Часто невозможно планировать эксплуатацию подземных вод заранее. Обычно к советам специалистов относительно правильной эксплуатации подземных вод прибегают только при серьезных нехватках воды. Такая ситуация нередко складывается, когда города, дороги, фермы уже построены, подземные воды эксплуатируются необходимыми темпами, т. е. вложение средств достигло такого размера, что обжитый район не может быть оставлен. Тогда прибегают к таким дорогостоящим мероприятиям, как искусственное пополнение подземных вод, регулирование откачки, переброска воды из других районов и очистка сточных вод для повторного использования.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: